11 марта (24 марта по-старому стилю) 1781 г. Указом Императрицы Екатерины Второй официально открыт Онежский морской торговый порт и таможня.
В XV веке хозяйственно-политическим центром Онежской округи, как и всего Беломорья, становится Соловецкий монастырь, с которым шла торговля морских судов из Онежского края. Соловецкий монастырь, а также Кола, Кемь - через Онегу - Турчасово - Каргополь стал поставщиком многих товаров и к московскому двору метрополита. В Москву шли обозы с пушниной, рыбой, солью, маслом и многими другими товарами.
В книге «Лоция Белого моря» Петроград 1915 г. указано: в 1621 г. жители Онеги (Устьянская волость) занимались морскими промыслами, хлебопашеством и перевозом сплавляемых по течению реки Онеги товаров на иностранные суда, уже тогда приходившие к устью реки Онеги. 1 июля 1657 г. Устьянская волость с поморскими селениями была пожалована царем Крестному монастырю.
В XVII веке, еще до основания г.Петербурга, через Онежский порт шла уже оживленная торговля. М. Рейнеке, посетивший Онегу в 1829 г., в книге «Описание Северного берега России» говорит: «Внешняя торговля от Усть-Онеги в 17 столетии была деятельнее, разнообразнее и, вероятно, значительнее».
Для подвоза товаров к порту пользовались самыми дешевыми речными путями. В те времена были известны такие водные пути, как Онежско-Волжский, Онежско-Двинской, Онежско-Невский. По ним поступали к Устью-Онеги волжский хлеб, петрозаводское железо и другие товары. Правда, кое-где лодки с грузом приходилось перетаскивать из одной реки в другую волоком, но все же перевозка товаров водным путем была значительно дешевле.
До начала XVIII века Белое море для России было единственным «окном» в Западную Европу и исключительно важным звеном торговой дороги Астрахань - Москва - Архангельск, то можно с достоверностью сказать, что Онежский порт - один из старейших портов России.
В начале XVIII века в связи с открытием торгового пути на Неве г.Петербурга и пробитое Петром Первым «окно» в Европу, торговля через Белое море резко снизилась. Петр Первый запретил вывозить через Беломорские порты товары, кроме леса и произведений морских промыслов.
И только во 2-й половине XVIII века вновь ожила деятельность Онежcкого порта не за счет местных товаров, а за счет постройки первых лесозаводов, начавших работать на экспорт лесоматериалов.
С основных предприятий Шувалова и Гома устройство Онежского порта приобрело большое значение. В середине XVIII века английский предприниматель Вильям Гом организовал на промышленной основе деревянное судостроение в Онеге. Гом имел право строить «наемными работными людьми из соснового леса» неограниченное количество судов на Онеге. Летом 1763 г. на левом берегу реки Онеги были спущены первые два корабля под названием «Де Вилиам» и «Поньга». На следующий год были построены три корабля и четыре галиота. Так началась деятельность Онежского адмиралтейства.
В 1781 г. была построена верфь на городской стороне и через два года спущен первый купеческий корабль. Продолжалось строительство судов в Подпорожье, где были построены корабли «Де Лондон» (1781 г.), «Де Граф фон Норден», «Гренок» (1782 г.). П.И. Челищев в своей книге «Путешествие по Северу Росии в 1791 г.», писал: «Гомом заведено строение купеческих кораблей в каждый год по 16 кораблей, для продажи иностранцам». Со стапелей верфи Гома спускались на воду не только дощатые поморские лодки и баржи, но и двух-трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Надо сказать, что эти корабли охотно приобретались иноземными купцами и обратно не возвращались.
Секунд-майор П.И.Челищев во время своего пребывания в Онеге был гостем самого богатого купца в городе Ивана Дьякова, отправлявшего каждый год по 4-7 больших лодей и кочмаров на Мурманский берег и на Шпицберген для звериного и рыбного промыслов.
В это время, кроме купеческого - стало развиваться и крестьянское коммерческое судостроение. В конце XVIII века купец Петр Дьяков устроил корабельное плотбище в Онеге. В Онежском регионе было несколько крестьянских устройств, верфями владели судопромышленники: Михалев, Дубленый, купец Влас Ермолин, Кулаков Сергей Федорович, Комаров Иван и др. Кроме Онеги и Подпорожья, судостроители продолжали строить суда в Кушереке, Малошуйке, Нименьге, Ворзогорах, Лямце, Пурнеме и др.
В те времена иностранные купцы ежегодно присылали в Онегу за лесными товарами и свои корабли. Так, с 1762 по 1774 г. Усть-Онегу посетило более 300 иностранных судов. Перегрузка товаров осуществлялась на Кий-острове. Проводка судов в город предполагалась по двум фарватерам, расположенным по обе стороны от Кий-острова. Наносы реки постоянно изменяли фарватеры и подходы к городу были крайне мелководны, поэтому во времена Гома контора лесного торга разместилась на острове Кий, на его мысу под названием «Рожок». С 1764 г. там же находилась таможенная застава, а с 1781 г. - таможня.
С этого времени лесные товары в грузообороте Онежского порта все время играют решающую роль. Рост грузооборота стал зависеть от развития лесопильной промышленности. Особенно резко, почти в 10 раз, возрос грузооборот порта за последние два десятилетия перед первой мировой войной и достиг в 1913 г. свыше 10 миллионов пудов.
Почти двести пятьдесят лет на баре и у причалов на Кий-острове грузились зеленым золотом - лесом сотни и тысячи кораблей. Миллионы рублей наживали на продаже онежского леса англичане, шведы, норвежцы и др. иноземцы. И только десятки тысяч рублей таможенных и портовых сборов получала царская казна, но на строительство порта и благоустройство города денег не отпускалось. Город и порт оставались неблагоустроенными.
Новое значение приобрел Онежский порт после победы Октября. За годы советской власти большие средства вложены в благоустройство порта. Построены морской подходный канал, причалы, жилые дома, радиостанция, портовые сооружения и др. Суда за лесоматериалами подходят к причалам лесозаводов № 32-33.
Особенно возросло значение Онежского порта в годы довоенных пятилеток, однако наибольшего расцвета Онежский порт получил в 1980 годы. В этот период в Онегу приходили ежегодно более 300 судов, которые увозили до полумиллиона тонн лесных грузов. Онежские пиломатериалы шли во многие страны мира. В этот период обновлялся флот, появились мощные краны, порт был оснащен новыми погрузочными механизмами, применялась прогрессивная технология переработки грузов пакетами и контейнерами.
А начале 1990-х годов онежский порт, как и многие предприятия г.Онеги почувствовали ощутимый спад своего производства, однако в этот период начальник Онежского морского порта Владимир Андреевич Малыгин сумел перестроить производство в соответствии с требованиями нового времени и найти перспективные решения многих проблем...
|