ОНЕГА - один из городов Европейского Севера России и северный край - один из тех, где человек начал заселяться еще до нашей эры.
В свое время, краевед г.Онеги Павел Иванович Носков, в газете «Советская Онега» - «Со дна моря» писал: «Трудно вообразить, что более 3000 лет назад нижняя часть сегодняшнего города была дном моря и под водой находилась территория там, где расположены поселки Рочевской лесобазы, гидролизного завода, лесозаводов 32-33 и лесозавода 34 (пос. Поньга). Вода омывала подножье горы, где была расположена усадьба совхоза «Онежский», территорию нашего поселка «Горный» и уходила к горе «Бревенка» и далее к озеру Хайн, где ее задерживали горы лесного кряжа».
В начале 1970-х годов В.Я.Боровой на страницах газеты «Советская Онега» писал: «О жизни первобытных людей в Онежском крае свидетельствуют рисунки, которые древние люди выбивали острым каменным орудием на скалах. Такие рисунки ученые называют петрогрифами. Так, в Онежском заливе Белого моря на прибрежных скалах поморского берега имеется много таких рисунков, сохранившихся до наших дней».
На основе исторических материалов, полученных при раскопках, ясно, что здесь в разное время обитало несколько племен, главным занятием которых было рыболовство и охота. Свои орудия они изготовляли из дерева, камня и кости.
В VIII-IX веке, а может быть и раньше, Северный край населяли племена: эсти, корелы, финны, лопари, коми, ненцы или угрофинские племена. Поселения их были в районе лесов, рек и озер.
В период заселения славянами края здесь озера и реки кишели рыбой. Дремучие леса в избытке давали дичь, мех, мед, воск, отборный строевой лес, одинаково пригодный для строительства изб и храмов, кораблей и мостов. Предприимчивые и трудолюбивые поселенцы использовали эти природные возможности.
О чуди упоминает и летопись IX века: «Живет в шалашах, одевается в звериные шкуры, промышляет зверя и птицу, добывает соль, плавит металл из болотных руд и торгует с новгородцами».
С появлением новгородцев местное население уходило на северо-запад или сливалось с пришельцами, ассимилировалось.
Главной притягательной силой для новгородцев была пушнина. Еще в X веке буйная новгородская вольница, которая тесно становилась в боярском Новгороде, водой и сухопутьем проложила первые дороги к берегам Белого моря от Лямцы до Кандалакши. Эта часть беломорского побережья раньше других была заселена русскими (по сведениям нашего земляка, профессора Петра Михайловича Трофимова, из Прилук).
История не сохранила имен тех далеких предков, что, увязая в болотах и, продираясь сквозь дикие леса или преодолевая бурные порожистые реки, пришли однажды к устью реки Онеги и остановились, удивленные красотой берегов, поросших корабельным лесом. Новгородцы стянули со спин просоленные потом рубахи и, жмурясь от света белесогово-го моря, начали рубить просторные строения для жилья, емкие амбары для «золотой рухляди». Так, в начале 12 века в устье реки Онеги возникает первое поселение на месте современного города.
Среди древнейших актов истории сохранилась копия Уставной грамоты -1137 г. В ней князь Святослав Олегович, приглашенный из Черниговского удельного княжества на должность выборного новгородского князя, зафиксировал договоренность с епископом Нифонтом о том, в каких количествах и с каких погостов будет выплачиваться на содержание собора св. Софии в Новгороде десятая часть княжеских доходов. Такое обеспечение церкви было определено еще прадедом и дедом Святослава. Среди 28 погостов к современному Онежскому району возможно относились четыре: «Туров - погост» (Турчасово?), «У Кеми скора» (Усть-кожа?), «На мори» (г.Онега?) и «У Тудора» (Чекуево?). «На Мори» доход князю шел от солеварения, охоты и рыболовства.
Судя по некоторым историческим документам, то место, где сейчас расположена Онега, считалось обжитым уже давно и Первое упоминание о селении в устье Онеги встречается в Уставе новгородского Князя Святослава Ольговича за 1137 г.
В ХШ веке в устье реки Онеги сформировалось поселение из трех частей: «Погост» - ныне «Дворец культуры», «Низы» - отделенные от «Погоста» корабельным ручьем Седун, впадающим в реку высокого угора, на котором находилась рыночная площадь. И «Верховье» или «Верьхи», отделенные от «Низов» Кипровым ручьем.
Старинное поселение не имело оборонительных сооружений, онежский краевед Д.И. Сынчиков писал, что в литературе имеется указание, что со стороны моря был сделан земляной вал, но он видимо, не сохранился. Потому что в древние времена Онега много раз подвергалась нападению разного рода завоевателей и с суши, и с моря. По свидетельству «Летописи Двинской», норвежцы в 1419 г. полностью разорили погосты Неноксу и Онегу.
В половине XV века московский князь Василий Темный, перечисляя двинские угодья на Севере, также упоминает поселение Усть-Онега. По другим источникам XV века, поселение известно под названием Устьянской волости. Устьянская волость была почти полностью выжжена и истреблена. Писцовая книга за 1621 г. числит в Усть-Онеге 22 крестьянских двора, 3 дома церковнослужителей, 6 келий и одну церковь.
В сотной книге наТурчасовский стан 1556 г. сказано: «На Усть-Онегу у Пречистенькой волостка Устьонежская, а в ней деревни тяглые». Далее упоминаются деревни Кишутинская, Даниловская и Минская. И о том погосте писано: «В той же волостке на Усть-Онеги реки Погост, а в ней церковь Успене пречистые да другая теплая церковь Николая Чудотворец. А в них под черной Кирилл да дяк церковный Родька Ортемев, да пономарь старей Мисаило».
В сотной 1561 г. описана на Усть-Онеги Устьонежская волостка, где на погосте стояли две церкви: Николая Чудотворца и Успения. В кельях на погосте жили старцы, дьяк церковный Родя Родин да «Софонка Фатя-ной Иконников». К тому же погосту деревня церковная. «Пашни обжа, пашут ее см погоста поп... той же деревни угодья за Онегою на усть Поньги реки да на море против Онежского уситя Кий остров и с варницами».
В книге «Старая Онега» авторы (Г. Дерягин и Л.Харлин) сообщают: «Именно на погосте изначально располагалась древняя церквушка, неизвестно в каком веке срубленная, рядом с ней было кладбище. В дальнейшем на погосте располагалось две церкви: Успенская, соборная, холодная, неизвестно когда построенная, некоторые утверждают, что в XV веке она уже была и Никольская теплая, построенная на месте старой в 1597 г. Надо сказать, что Успенская церковь изначально также была шатровой». Об этих сведениях сообщается и в книгах «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1985 г. и в книге «Онежская старина» - Онежский историко-мемориальный музей 2002 г. Таким образом, на Погощенской площади у начала Погощенской улицы стоял древний деревянный классический онежский тройник (две церкви и колокольня). Были ли эти храмы первыми от основания Устьонежского поселения, какой вид они имели - неизвестно. Известно только, что первый из них - Никольский - заменен был новым в 1683 г., а второй в 1695 г. Храмы этой постройки сгорели от молнии 19 июня 1827 г. по сообщению онежского городничего и магистрата от 1725 г., сгоревший Успенский храм был холодным и имел два придела: Иоанно Богословский и Ильинский. Храм этот был 12-ти главый и имел 30 углов, в длину он был 11 72 сажень, в ширину 1072 сажени и в высоту 30 сажень. Окон было 7 с востока, 9 окон с севера и 19 с запада. С трех сторон: с западной, северной и южной устроено было по входному крыльцу с лестницами на две и на три стороны. Под храмом было 11 амбаров, для входа в которые сделано было несколько дверей. Никольский храм с трапезою и папертью был теплым, при нем был холодный придел Иоанно-Предтеченский. Над кровлею возвышалось 5 глав, с внешней стороны он имел 14 углов: окон было с востока 2, с юга 13, с севера - 4. С запада в паперти 1, на трапезе 2 слуховых. При означенных двух храмах была одноглавая колокольня о четырех углах, с одним крыльцом с севера. Под колокольнею было два амбара с двумя дверями с восточной стороны и две лавки с отдельным входом. С западной стороны имелась галерея под крышею.
Еще при существовании этих храмов, в виду их ветхости, начат постройкою нынешний каменный (кирпичный) двухэтажный Свято-Троицкий собор, но об этом соборе будет отдельный разговор.
С 1657 г. Усть-Янская волость и все деревни по реке Онеге вплоть до Каргополя по грамоте царя Алексея Михайловича были приписаны к вновь созданному патриархом Никоном Крестному монастырю на Кий-острове.
Именным Указом от 25 января (5 февраля по-старому стилю) 1780г. императрица Екатерина Вторая повелела называть поморское поселение в Усть-Онеги городом Онегъ (по орфографии того времени с твердым знаком в конце слова). Мужское название города не удержалось, наверное привычнее, как и реку, город называть женским именем - Онега.
Открытие города состоялось торжественно 10 августа 1780 г. по Указу ее Императорского Величества, данному действенному тайному советнику сенатору Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору Мельгунову.
В 1780 г. был образован Онежский уезд и открыты все присутственные места. Границы уезда были определены следующие: от Онеги на Север до села Дураково - 200 верст, к западу до села Унежма - 86 верст, к юго-востоку и к югу по реке Онеге - 200 верст. Площадь уезда составила 23 тыс. квадратных верст. Общее число селений на тот момент было 315, а жителей -11500 человек.
2 октября 1780 г. городу Онеге был пожалован свой герб - сёмга на голубом фоне.
16 января 1784 г. появился Генеральный план застройки г.Онегь, на котором Екатерина Вторая в Санкт-Петербурге собственноручно написала: «Быть по сему». Именно этому плану Онега обязана поквартальной застройке с широкими прямыми улицами и проспектами. Кроме того, город должны были обнести рвом с насыпями, с установкой на них пушек, однако эта часть плана не была осуществлена.
Правительством было выделено на строительство города 11 тыс. рублей. В центре города был воздвигнут Собор. В 1791 г. в г.Онеге имелось 140 домов и 1173 жителя, а в 1795 г. в городе проживало 1203 жителя.
Первым городничим был секунд-майор фон Газенкамф, которого в 1790 г. сменил выходец из эстляндских дворян майор Зильберман. В 1801 г. городничим стал первый русский надворный советник Шумов.
К 1861 г. город уже имел в длину более двух верст, а в ширину около версты. Площадей в городе было две, улиц и переулков 14. Все они были немощёнными. Городовой ездил на дровнях, т.к. телега вязла в грязи выше осей. Казенных зданий насчитывалось 12, из них каменных -одно, а частных домов было 266 и все деревянные.
К этому времени население города насчитывалось 918 мужчин и 874 женщин (Справка: в 1896 г. в г. Онеге проживало 2873 чел., к 1917 г. -5200 чел., в 1925 г. - 4663 жителя, а на 1 января 2000 г. - 24,8 тыс. чел.). Постепенно город разрастался, однако внешним своим видом больше походил на деревню, чем на город. В центре кварталы застраивались частными домами.
Писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов в середине 50-х годов 19 века в составе этнографической экспедиции морского ведомства побывал в г.Онеге, и он в своей книге «Год на Севере» писал: «...Бедная Онега и печально выглядит в глаза всякому проезжему. Бедностью (как оказалось после) она может соперничать только с одной Мезенью. Правда, что есть в ней опрятных домиков - два, три, но это дома богатеев и лесной конторы, которая нашла приют в этом городе...».
Невольно возникает вопрос - что заставило ее Императорское Величество обратить внимание на столь отдаленную от столицы Усть-Янскую волость (село Устьянское) и преобразовать ее в город?
Онега виделась Екатерине Второй прежде всего как порт...
|